Чем занимается ребенок, когда он "ловит ворон" и "глазеет по сторонам"?Постоянно встречаются малыши, занятые чрезвычайно важными и абсолютно неотложными делами:
они пытаются засунуть что угодно куда угодно;
они возят пальцем по ковру (стеклу, стулу или абсолютно любой поверхности, попадающейся под руку);
они смотрят на что-то (не всегда сразу понятно, что именно);
они кривляются и строят рожи перед зеркалом (или любой отражающей поверхностью);
они разбрасывают мелкие предметы: камушки, фасоль, кусочки бумаги;
они размазывают кашу по столу, чай по блюдечку или скатерти;
они толкаются;
они смеются, плачут и кричат.

А еще постоянно встречаются мамы, которые жалуются на малышей, которые:
ничего не делают;
не хотят учиться ничему полезному;
«считают ворон»;
страдают от невнимательности;
берут в руки, а еще хуже, в рот всякую гадость;
«на зло» делают все не так;
«глазеют по сторонам»;
«бесятся»;
лодырничают;
кривляются и корчат рожи;
«спят на ходу».

Чем же на самом деле заняты их малыши, многие из которых пока просто не могут рассказать сами насколько серьезны их занятия и почему пока они важнее букв и цифр, которым придется еще подождать своей очереди!

На самом деле ваш малыш сейчас в свои первые несколько лет жизни — ОГРОМНЫЙ НЕУТОМИМЫЙ ТРУЖЕННИК!
Что же он делает, спросите вы? Он строит свой собственный уникальный суперсовременный и очень мощный компьютер — свой мозг! Он создает, подключает и проверяет массу сложных соединений «проводов», которые должны обеспечить сообщение между отделами его мозга, всеми органами и частями тела (а их очень много! Намного больше, чем вы можете предположить!) Настройка такого сложного «оборудования» как нервная система человека — дело сложное, постоянно поступают новые «обновления», которые тоже приходится «инстолировать» и еще «програмное обеспечение»! При этом сроки в которые должна быть проделана эта титаническая работа — весьма ограничены! А порядок работ четко определен и попытки поменять что-то в этом «графике» постоянно что-то усложняют и запутывают, что-то не получается сделать «в срок», тогда приходится все бросать, ведь на очереди новые задачи.
Там, где что-то осталось недоделанным или связи оказались малочичленны и плохо сонастроены, постоянно происходят сбои из-за которых разлаживается вся система! Тогда «служба поддержки» оказывается перегружена постоянными жалобами :
почему-то не работает умение самому есть ложкой — что случилось?
У нас проблемы с иммунитетом, а ведь на дворе не май месяц!
Проблемы с поведением, сбоят функции контроля!
Не отправляется файл с темой: «делай то, что я говорю!»
Не сохраняется файл «стишок для Деда Мороза»
Нарушился интерфейс: то слезы, то смех;
Не работает центральная кнопка — не могу выключить стстему, постоянно перезапускается со звуковым сигналом: «мама — не спать! На ручки!»
Что с датчиком зарядки? Все время горит: «не хочу кушать!»
Саппорт не успевает ответить всем! Хватается чинить и адаптировать то и это, путается в проводах, торопится и вдруг садится на пол с громким ревом! Конечно! Попробуй управиться с таким огромным сервером, да еще не имеющем аналогов в мире, где каждый из 7 миллиардов создается в единственном экземпляре, а тебе при этом всего 1 или 2 или даже 3-4 года!
Попробую помочь маленькому труженнику, который наконец задремал, но даже во сне продолжает свою бессменную работу — создание Человека! Отвечу на некоторые вопросы «пользователей», которым тоже непросто! Им никогда не поставляют «инструкцию и техпаспорт» в комплекте с малышом!
Так вот, когда ваш кроха глубокомысленно запихивает одну штучку в другую — он развивает представление о форме, размере, совместимости, фактуре, температуре, весе, возможности разных предметов располагаться в пространстве. А еще проделывает сложнейшую работу по построению целого масштабного проекта: от внимания к «штучке», через удержание ее взглядом, в памяти, пока смотрит на «штучку» в которую это надо засунуть, строит гипотезу о возможности поместить одно в другое. Возможно он называет штучки словами, формируя представление о том, что вот такая совокупность сенсорных ощущений (форма, цвет, текстура, запах, вес и проч.) может быть обозначена некоей совокупностью звуков. Затем следует планирование серии моторных движений разного уровня, каждое из которых включает в себя участие (при этом слаженное и строго последовательное) нескольких десятков мышц.
И вот — успех! Одна штучка поместилась в другую и выкатилась с другой стороны! Восторг! Удивление и новое понимание — исчезновение из поля видимости не означает, что вещь перестала существовать! Или все же переставала на какое-то время? Над ответом продолжают биться лучшие умы квантовой физики. Возможно, освоив речь, именно ваш малыш сможет подсказать им ответ!
Вдруг, что-то случилось! Юный исследователь был извлечен из своей лаборатории возмущенной мамой — брось немедленно! Бяка!
А может мама просто соскучилась — хватит ерундой заниматься, пора приниматься изучать развивающие карточки!
Но процесс исследования возможен лишь когда юный исследователь свободен и активен в своей важной деятельности, когда внимание его сосредотачивается естественным образом, когда ему доставляет удовольствие собственное усилие!

Еще один герой. На ногах стоит уже почти уверенно. Что-то привлекло его внимание в том, что делает «коллега» с синим бантиком. И вот уже кажется вечность он смотрит и смотрит как она строит башню из кубиков — восхитительно! Не стоит маме переживать! Малыш не скучает, не сидит без дела, не упускает возможность своей жизни сложить колечки пирамиды, которую ему хотелось минуту назад. Не стоит настойчиво предлагать их ему — мама, я же занят! Прости, забыл сказать тебе: у меня есть особые зеркальные нейроны, поэтому когда я наблюдаю, в моей голове происходит активная работа, как если бы я сам проделывал то, что вижу у коллеги с синим бантиком! Да, это здорово работает, если мне самому интересно! И нет, извини! Твой интерес очень ценен для меня, но у него нет включателя для моих зеркальных нейронов! Просто я наблюдаю и за тобой тоже в постоянном режиме. Ты БОЛЬШАЯ инструкция, многомерная модель для моего строящегося мозга!
Ой, он взял что-то в рот! Немедленно выплюни! Ну вот, опять! Да что же это за беда такая — все в рот! Тебе же показали! Вот этот шарик в эту дырочку, зачем ты в рот-то его пихаешь!
Мама, да что ты так волнуешься! У меня же полный рот антител! Да это круче, чем мыло «сейфгард» в рот засунуть! Все обеззаразил я! Правда! А руками? Ну я ими не все еще чувствую! Да знаю, знаю! Ну не успел я еще все свои провода подключить! Как сделаю так и перестану ртом исследовать! А пока все равно нужен тренажер для артикуляционных мышц! Видишь, с утра до ночи тренирую их как спортсменов перед олимпиадой! Я же знаю, что ты мечтаешь, чтобы я сказал что-нибудь к твоему Дню Рождения! Спич не гарантирую, но…. Видишь, тренеруюсь! Только не надо мне пальцы в рот все время совать и так страшно ойкать! Эдак я от неожиданности и проглотить чего могу, а то и вовсе подавиться! Да и отвлекает опять же! Ты извини! Ничего личного, работа такая…

Уснул труженик? Ну и славно! Расслабьтесь и вы! Он справится! Только верьте в него! И помните — не стоит вносить постоянные коррективы! Он знает, что делает! У него та инструкция, которую не приложили вам при его рождении. И она очень подробная! Он расскажет вам как и что, на каком этапе! Только слушайте внимательно! Он делает это на особом языке — языке интереса, языке тяги к исследованию, деятельности, активности! Вы знаете его язык, просто слушайте его чаще, чем тех, кто говорит вам как правильно! Тех, кто говорит, что он мал и глуп пока, что если вы не исправите все с самого начала, его проект ждет провал. Это — неправда! Верьте в мудрость природы своего ребенка и учитесь понимать его сигналы и благополучия, и нужды!

Автор: Екатерина Сорокина

На главную