igrpolzРождаясь, маленький человечек попадает в пространство своего дома. Он не просто живет в этой среде, но и взаимодействует с ней. Поэтому чем грамотнее мы организуем развивающую среду для ребенка, тем активнее и гармоничнее он будет развиваться.

Важно выделить основные принципы организации развивающей среды для ребенка. Она не может быть статичной и должна постоянно меняться, подстраиваясь под малыша. Ведь он с каждым днем становится все более ловким и сообразительным. А еще все наши «развивалки» для ребенка должны легко создаваться и так же легко меняться на другие, чтобы подстраивать развивающую среду под ребенка можно было просто. Как видите, ничего сложного. Попробуем?

«Развивалки» для ребенка: интересная кроватка

Первые 2–3 месяца жизни малыш проводит много времени в кроватке. Засыпая и просыпаясь, он может некоторое время лежать спокойно. Пока кроха не умеет совершать активные действия, а его ручки – захватывать предметы, главный развивающий инструмент малыша –  зрение. Значит, нужно в первую очередь развивать зрение малыша.

В первые два месяца жизни кроха лучше всего видит на близком расстоянии (до 90 см). Угол зрения малыша тоже ограничен. Поэтому все, что вы хотите ему показать, должно располагаться таким образом, чтобы он мог видеть это, не поворачивая головы. Итак, чем же можно «укомплектовать» кроватку?
Развивающая среда для ребенка

1. Картинки для новорожденного

В раннем возрасте (до 2 месяцев) кроха лучше реагирует не на цветные, а на контрастные черно-белые изображения. Это связано с особенностями малышового зрения. Распечатайте на принтере крупные черно-белые узоры, состоящие из прямых и ломаных линий, спиралей, зигзагов. Развесьте картинки на бортиках кроватки таким образом, чтобы они попадали в поле зрения малыша и были не дальше 30 см от его глаз. На таком расстоянии крохе лучше всего удается сфокусироваться на предмете. Не вешайте сразу много картинок! Достаточно 2–3. Лучше периодически заменяйте старые картинки новыми.

Примерно с 2 месяцев зрение малыша начинает развиваться быстрее. Теперь кроху могут заинтересовать более сложные картинки, он начинает различать цвета, причем красный и желтый –  лучше остальных. Начиная с этого возраста, можно разнообразить черно-белые рисунки цветными (с преобладанием оттенков желтого, красного, оранжевого). Выбирайте крупные картинки из журналов, репродукции картин, развивающие карточки, плакаты… Малышу будет интересно все это рассматривать.

2. Мобиль для малыша
Развивающая среда для ребенка

Конечно, для создания развивающей среды для ребенка в кроватке нам не обойтись без подвесок-мобилей. Эти современные игрушки могут надолго увлечь малыша именно потому, что все время двигаются, меняются, и крохе интересно эти изменения рассматривать. Лучше, если мобиль звуковой. Так мы будем стимулировать не только зрение малыша, но и слух. Расстояние от глаз малыша до игрушек должно составлять около 30–40 см.

С 2-месячного возраста малыши уже могут задевать висящие игрушки руками. Они быстро понимают, что способны сами вызывать их движение и звук. И начинают тянуться к игрушкам осознанно. Можно подвесить в кроватке погремушку-гирлянду.

Стимулируя зрительные и тактильные ощущения, не будем забывать и о развитии слуха малыша. Включайте в комнате музыку: классическую, детские песенки, колыбельные.

Создаем развивающую среду для ребенка в манеже
Развивающая среда для ребенка

Примерно с 3–4 месяцев неспящему малышу становится в кроватке тесновато. И это понятно: кроха делается все подвижнее, он пытается дотянуться до того, что ему интересно, умеет «ползать» на спинке, начинает совершать первые перевороты со спины на живот, а чуть позже и обратно. Чтобы предоставить малышу больше возможностей для развития в те моменты, когда мы не можем уделить ему внимание, лучше вместо кроватки укладывать его в манеж.

Что там должно быть?

Прежде всего в манеж стоит положить подходящие развивающие игрушки для малыша, которые он способен захватывать ручками. Стараясь до них дотянуться, кроха будет активнее переворачиваться на животик. Игрушки на веревочках можно подвешивать над малышом, тогда он сможет их рассматривать и будет стараться достать. Хорошо, если игрушки в детском манеже будут как можно разнообразнее: выполненные из разных материалов, с гладкой и шершавой поверхностью, с гремящими элементами и т.п. Так малыш сможет получить максимум тактильных, зрительных, звуковых ощущений.

Для игр в манеже вам пригодится развивающая панель со всевозможными кнопочками, ручками, рычажками, подвижными элементами. Выполнять сложные движения малыш пока не сможет, но вот нажимать кнопочки и слушать возникающие при этом звуки ему будет интересно. Это особенно полезно для понимания причины и следствия: нажал на кнопку – услышал звук. Как правило, подобные игры в манеже привлекают ребятишек от 5 месяцев.

Развитие грудничка: я ползу
Развивающая среда для ребенка

Интеллектуальное развитие грудничка неразрывно связано с физическим. Двигаясь, кроха получает большее количество информации из окружающей среды. Все просто: достаем малыша из кроватки или манежа и помещаем на пол. Можно постелить на пол развивающий коврик с дугами или без, а на коврик положить малыша.

Чтобы стимулировать желание малыша ползать, используйте развивающие игрушки для малыша (например, неваляшек). Кладите их поодаль от лежащего на животике крохи, и пусть старается до них добраться. Они двигаются и звенят. Конечно, крохе хочется поближе познакомиться с таким чудом! Когда малыш начнет пробовать подниматься на ножки, используя опору, кладите яркие развивающие игрушки для малыша на край кровати или дивана (при том, что малыш лежит на полу). Желание дотянуться до игрушки будет побуждать малыша вставать на ножки.

Чтобы двигательные способности малыша лучше развивались, устройте для него на полу полосу препятствий! Положите несколько подушек, свернутое валиком одеяло. Пусть разберется, как же можно пробраться между ними, обползти вокруг.

Очень скоро малыш научится уверенно ползать, затем ходить и станет осваивать все новые и новые места. И каждое из них – как будто новая ступенька развивающей лесенки, по которой под вашим чутким руководством маленький путешественник будет подниматься все выше и выше!

Развивающая среда для ребенка должна быть безопасной
Развивающая среда для ребенка

Чистый пол. Прежде всего уберите с пола все потенциально опасные для крохи предметы. Во время уборки внимательно посмотрите, не закатилась ли где под кровать оторванная пуговица, бусина от давным-давно порвавшихся бус или таблетка. Если не заметите вы, то малыш непременно отыщет, не сомневайтесь!

Никаких шнуров и того, «что плохо висит». Уберите повыше все электрические провода, проверьте, чтобы шнур от светильника или утюга не свисал вниз. Потянув за него, кроха может свалить на себя тяжелый предмет. Не застилайте столы скатертями и салфетками, особенно если их края свисают вниз: малыш может стащить салфетку вместе со стоящими на ней вазочками, чашками и т.п. Шторы и гардины лучше тоже приподнять повыше.

Прочие предосторожности. Если у пола есть розетки, они должны быть надежно закрыты заглушками. Никогда не оставляйте на полу включенные в розетку зарядные устройства телефонов, фотоаппаратов и т.п. Легко открывающиеся дверцы шкафов и тумбочек закрепите с помощью специальных фиксаторов. Если у мебели есть острые углы, их тоже лучше обезопасить специальными защитными накладками.

Автор: Юлия Каспарова
Источник:  http://www.9months.ru/razvitie_malysh/5602/razvivayuschaya-sreda-dlya-rebenka

На главную