Мама катает ребёнка на карусели. Ребёнок (1–2 года) сидит почти неподвижно в надутом зимнем костюме. Мама идёт вместе с каруселью, подталкивая её одной рукой, а другой держит телефон и смотрит в него безотрывно. Идёт снег. Мама толкает карусель. Ребёнок сидит. Через 5 минут ребёнок начинает дрыгать ногой, чтобы задеть маму, и начинает задевать. Раз, два, три. Задел. Мама сначала не обращает внимания. Раз, два, три. Задел. Мама отрывает взгляд от телефона. Карусель продолжает двигаться. Снег идёт. Ребёнок сморит на маму. Спустя пять секунд мама возвращается к телефону. Раз. Два. Три. Задел снова. Смотрит. Соскучился. Мама просит перестать дрыгать ногой. Всё продолжается. Мама начинает злиться и всё больше отвлекаться от телефона на ребёнка. Раз‑два‑три. Мама не на шутку разозлилась. Карусель остановлена. Ребёнок резко снят с сидения, взят за руку и отведён к другому объекту на площадке.

Качели. Ребёнок усажен на сидение. Снег идёт. Мама рассказывает двухлетнему в дутом костюмчике про то, как нехорошо толкать людей ногами, что если самому встать на место другого, то понятно, что ногой так делать нехорошо. Ребёнок смотрит и молчит. Идёт снег. Мама начинает качать качели и достаёт телефон. Раз‑два‑три. Ребёнок начинает плакать. Мама качает сильней. Ребёнок плачет. Мама начинает выяснять, в чём дело: пить, писать, есть, замерзать. Качели остановлены. Ребёнок резко снят с сидения, взят за руку и отведён к другому объекту на площадке. Деревянный кораблик. Снег всё идёт. Ребёнку показан путь на кораблик. Ребёнок забрался в него и взялся за штурвал. Постоял. Вылез. Подошёл к маме. Прижался к её ноге. Мама одной рукой гладит, другой держит телефон и смотрит в него безотрывно. Ребёнок отлепился от мамы и побежал. За снегом.

«Ты куда?». Споткнулся, упал, заплакал. Мама берёт на руки. Утешает и укачивает. Ребёнок успокаивается. Обвисает на маме всем своим дутым костюмом и, видимо, засыпает. О нелёгкая битва за мамино внимание, о тяжесть бытия и мгла одиночества!

Многим взрослым неинтересно со своими детьми. Правда в том, что большинству из таких родителей с самими собой неинтересно. Это значит, что их внимание постоянно кто‑то должен брать, захватывать, направлять и насыщать, будь то человек, экран, событие. Им сложно находиться в простоте момента, и простота для них не событие, а серый кусок будней, который по расписанию просто необходимо проскочить. Желательно побыстрее и с какой‑нибудь симулятивной анестезией, типа социальной сети или новостной ленты. Там, где нет достижений, призов, оплаты или несчастий и катастроф, их внимание тревожно дрейфует и пытается найти, за что уцепиться. Так это внимание было воспитано и без должного усилия воспитает такое же.

Так как детям сложно обеспечивать взрослых достижениями, призами и оплатой, они могут вдоволь насоздавать несчастий и катастроф. Что они чаще всего и делают в такой системе. Это очень хорошо цепляет внимание. Плач, сложности, проблемы, болезни, переживания – всё идёт в ход ради того, чтобы на тебя пристально посмотрели, взяли за руку, уделили время, заметили хоть как‑то, хоть бы и подзатыльником…

Грустно. Так саму себя толкает карусель детско‑родительских страданий. Родители не умеют быть в тишине/покое/простоте, и дети этому не учатся. В такой системе отношений всем участникам постоянно что‑то друг от друга нужно. Отношения и оказываются удовлетворением нужд или «обломом» неудовлетворения. Но это не всё, что есть в отношениях.

Очень важный и для современного человека очень сложный опыт – быть с другим в простоте и контакте не про дело, не про ситуации, ожидания и выяснения, а просто так. Лучше всего играя. Или наблюдая за явлениями природы, или танцуя смешные танцы, или сочиняя бессмысленные истории, обнимаясь, катаясь с горы. Вместе.

Пока ваши дети маленькие, у вас есть прекрасное, ещё легальное в России, право на времяпрепровождение, целью которого является «побыть вместе».

Если вы идёте вместе гулять, постарайтесь выключить телефон на время прогулки. Замечайте, что происходит вокруг, обращайте на это внимание ребёнка.

Помолчите вместе на прогулке или дома, а потом обсудите: как это молчать и чего в это время хотелось, и как справляться со сложностью тишины.

С детьми‑дошкольниками побегайте, поваляйтесь, посмейтесь, поиграйте в игру, которую они предложат. С детьми школьниками поделитесь реально важной для вас историей: про работу, друзей, собственных родителей. И после этого спросите, что у них происходит в школе, с друзьями, с увлечениями.

Достижения и целеполагание – это тоже важно. Просто этот текст про другое.

Автор: Анна Ше
Источник: https://www.facebook.com/anna.she.7

На главную