СМЕЛОСТЬ ЗВУЧАТЬ

Моя подруга на днях посетила тренинг по раскрытию голоса. Участники практиковались в артикуляции, дыхании, звучании. И далеко не все могли предположить, собираясь на это мероприятие, какие глубокие и тончайшие струны затронут упражнения тренинга.

Из глубин тела и ума поднимались сильнейшие переживания, эмоции, чувства. Люди лицом к лицу столкнулись с мощными запретами, укоренившимися глубоко внутри, управляющими их жизнью. Эти запреты живут в человеке годами, чаще всего появляясь в самом раннем возрасте. И они настолько привычны, что человек не подозревает об их существовании. Как говорится, «Рыба находит воду последней».

При попытках свободно, открыто звучать, могут всплывать следующие установки, или, говоря языком трансактного анализа, предписания: «Проявлять себя опасно», «Лучше не высовываться», «Я могу жить, но при условии — не мешать другим», «Моя природа плохая», «Мои потребности не важны», «Мои чувства неправильные» и др.

Эти послания, полученные в раннем детстве, блокируют определенные мышцы в теле. Появляются многолетние зажимы, спазмы. Если говорить непосредственно о звучании, то можно отметить следующие «симптомы»:

Читать дальше…

КОГДА ДЕТИ ТРЕБУЮТ РАВЕНСТВА, А РОДИТЕЛИ ПЫТАЮТСЯ ЕГО УСТАНОВИТЬ

Никогда не забуду тот летний день, когда впервые за два года решила разморозить большой морозильник в гараже. Дети в купальниках смотрели, как я таскаю кастрюли с горячей водой, чтобы растопить лед. Наконец лед начал таять и отваливаться. Я шутливо кинула большой кусок льда в одного из детей и сказала:
– Вот тебе льдышка!
Остальные тут же начали кричать:
– И мне! И мне тоже!
Я взяла еще два куска льда и кинула двум другим детям. Тогда младший закричал:
– У них льдышки больше!
– Ты хочешь больше? Вот тебе больше, – сказала я и кинула ему большущий кусок.
Тут возмутились старшие:
– Теперь у него больше…
Я бросила лед и им. Тут сразу же завопил младший:
– У них больше, больше, больше!
К этому времени у всех детей были огромные куски льда, и они по-прежнему требовали еще. Я швыряла им льдышку за льдышкой. Хотя они уже продрогли, но все равно требовали больше, чтобы не отставать друг от друга.
Тогда я поняла тщетность своих попыток установить равенство.

Читать дальше…

УРОКИ ТИШИНЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

«Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная».
Мария Монтессори

Все мы, взрослые, знаем, что детей нужно научить правильно говорить, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?

Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач М. Монтессори проводила в своих группах специальные УРОКИ ТИШИНЫ. Это совсем короткие уроки, по несколько минут. И представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли.

Читать дальше…

КАК УСТАНАВЛИВАТЬ ГРАНИЦЫ БЕЗ ЖЕСТКОСТИ, СТРАХА И СТЫДА

Я не сторонница практики вседозволенного родительства. Детям нужны границы, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но установление и поддержание их в жизни – сложная штука, особенно, если стремишься избегать принуждения, угрозы и шантажа. Требуется много времени, чтобы научиться невозмутимо и твердо ставить границы. И в последнее время у меня было много практики.

Когда ваш ребенок ведет себя грубо или небезопасно, вас может коротнуть и эмоций становится слишком много. В наихудшем из сценариев, амигдала (часть «эмоционального» мозга) одерживает верх над префронтальной корой (отвечающей за разумное поведение) и ваше тело, под воздействием гормонов стресса – кортизола и адреналина, приходит в состояние боевой готовности.

Читать дальше…

5 ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ ИЗ ДЕТСТВА

Взрослые не всегда задумываются, как отражаются их слова и поступки на детях. И не важно, кто этот взрослый – родитель, учитель, воспитатель или сосед. У подавляющего большинства детей с юных лет заложен принцип «уважения к взрослому». Это как уважение к сверстнику, который что-то умеет лучше, и неважно, какая первая реакция: зависть или восхищение. Более ценно последующее желание: повторить или превзойти.

Почему же, уже став самостоятельными, одних мы вспоминаем с теплом, а мысли о других ассоциируются у нас с чередой несправедливостей и обид, которые в лучшем случае мы стараемся забыть, а в худшем понимаем, что эта боль еще долго будет сопровождать нас по жизни.

Читать дальше…

11 СОВЕТОВ ОТ ДОКТОРА СТИВЕНА КОВАНА

После 25 лет практики в области педиатрии и общения с тысячами детей, мне удалось заметить некоторые вновь и вновь повторяющиеся проблемы, позволившие мне совершенно иначе взглянуть на общую картину здоровья детей, и извлечь из всего этого крайне ценные уроки, некоторые из которых вы найдете в этой статье:

1. Рост и развитие ребенка – не соревнование

В наши дни многие родители хотят, чтобы их дети выросли как можно быстрее. Но живя в современном пост-индустриальном мире, помешанном на скорости и эффективности, мы начинаем забывать, что жизнь во многом похожа на созревание плодов. Чтобы плод был сочным, спелым, и во всех смыслах этого слова превосходным, у дерева, на котором он растет, должны быть крепкие, глубокие корни, и вдоволь питательных веществ. И потому старайтесь обращать больше внимания на почву, питающую жизнь вашего ребенка: ходите с ним на прогулки, принимайте вместе с ним пищу, играйте с ним… а если он уже достаточно взрослый, расскажите о том, каким было ваше детство.

Читать дальше…

УЧИТЬ ЗНАЧИТ ХВАЛИТЬ

Мама троих детей про оценки и недовольных учителей

Мне 37 лет. И пятнадцать из них я успешно зарабатываю написанием текстов. И цену себе знаю. И вижу подтверждение собственных успехов в окружающем мире. Но если мне встречается редактор, которому не нравятся мои статьи, который возвращает их раз за разом с требованием переписать, сократить, отнестись внимательнее (как будто я не внимательна по умолчанию), проверить уже, наконец, все данные (словно я не проверяю) и вычитать все запятые — я начинаю сомневаться в себе. А если представить, что надо мной встал человек, который следит за тем, как я пишу каждую фразу и комментирует: «Опять ты начинаешь фразу с «но»! Сколько раз я тебе говорил не делать такие большие абзацы! Ты что — не можешь запомнить, что длинные фразы в анонсе недопустимы?» — я сомневаюсь, что способна написать хоть страницу.

Читать дальше…

ЧТО ДЕЛАТЬ МУЖЧИНЕ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА

В комменты ко мне прилетел хороший запрос: «Хочется Вашего совета о том что делать мужчине, который попал в ситуацию, где женщина после рождения ребёнка на него забила, и стала требовать и требовать и требовать всякое, что касается быта и прочего воспитания детей«.

Вопрос замечательный, а поскольку мужчины значительно реже (где-то в три раза реже) интересуются супружеским счастьем, тем более не могу пройти мимо.

Для начала — предупреждение. Тема огромная, и когда я начал писать заметку со всеми обоснованиями и разжёвываниями, оказалось, что это получается труд примерно на книгу. Поэтому я ужал всё до невозможности, оставив голые тезисы и выводы, без переходов и аргументов.

Читать дальше…

АГРЕССИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ГОРДОНА НЬЮФЕЛДА

Причина агрессии — фрустрация!

Обычно, когда мы имеем дело с агрессией, мы задаём вопрос: «Что мне делать, когда ребёнок: дерётся, закатывает истерику, бьётся головой об пол?» Что мне делать, когда …? Но агрессия — это проблема, которую надо понять изнутри, чтобы разобраться, что же с ней делать снаружи.

Агрессия – это порыв атаковать. Что побуждает нас атаковать? Ещё в 1939 году в работе «Фрустрация и агрессия» Дж. Доллард и другие (Dollard and others) показали, что агрессия является следствием раздражения (фрустрации).

Мы испытываем раздражение, когда что-то идёт не так, не работает. Это раздражение побуждает нас атаковать. Фрустрация – это базовая эмоция. Часто мы не знаем, почему мы раздражены и что мы вообще раздражены.

Читать дальше…

ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Как поговорить с ребенком о самом важном чувстве?

Когда-то один из маленьких, но невероятно мудрых клиентов сказал то, что надолго заставило меня «зависнуть»: «Любовь — это сила, из которой состоит жизнь. Из нее текут реки, растут цветы, рождаются люди, из нее появляется игра, облака и снег. И она огромная, как жизнь. Только люди в нее не верят. Им кажется, что дети играют. А дети — живут. Им кажется, что дети не умеют любить, а дети не умеют играть в любовь. Взрослые боятся любить, потому что в любви они становятся маленькими. А вот дети в любви большие. Великие». Наверное, через много лет, пройдя через свои «кризисы любви», я поняла, о чем говорил этот удивительный мальчик.

Читать дальше…