0_a0cb1_2d24c77a_XLСовременные ученые доказали, что к 4 годам практически полностью развиваются области мозга, отвечающие за основные чувства и общую моторику. Зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные чувства сразу приходят на ум, а вот вестибулярные и проприоцептивные даже и не вспоминаются. Ребенок ориентируется в пространстве, во времени, владеет своим телом (правая рука знает, что делает левая) – все это возможно, если вестибулярная и проприоцептивная системы работают эффективно. Если вы замечаете, что ваш ребенок не может «поймать баланс», сшибает углы, падает, ходит покачиваясь, жалуется на головокружение (как на качелях, как плаваю), необходимо исключить нарушения в работе этих органов:

— шея, туловище, суставы ног и стоп;

— в задней части внутреннего уха по каналам перемещается жидкость, подает сигнал в мозг об изменениях в положении тела;

— светочувствительные клетки в задней части глаза посылают электрический сигнал в мозг через зрительный нерв, чтобы можно было понять, что мы видим.

Кто-то может сказать: «Ничего страшного, походит с синяками и научится». Возражу. Нарушения в вестибулярной системе не дает мозгу получать правильную информацию от ушей, глаз, движения тела и силы притяжения. Как следствие, возникает чувство тревоги, т. к. организм не чувствует себя в безопасности. Если медики не обнаружили у вашего ребенка заболеваний, которые влияют на вестибулярную и проприоцептивную системы, то ваша задача –помочь малышу их развивать, как и все другие виды чувств.

В монтессори-среде есть упражнение – ходьба по линии: оно укрепляет мышцы, стабилизирует и развивает чувство баланса. Чтобы начать работу с монтессори-материалом, стоящим на полке, его надо перенести, не просыпав содержимое подносов, корзинок, коробочек. По началу у детей это не получается, но со временем неловкость и неуклюжесть проходит. Точно так же, как из лежащего в кроватке младенца ребенок «превращается» в прямо ходящего малыша. Самое главное для взрослых – проявлять терпение и понимание, если ребёнок сначала должен ползать, а потом ходить, не стоит ставить его в ходунки, чтобы этап ползания был пропущен. Ползание развивает координацию, ловкость, связывает правую и левую часть тела, помогает объединять вестибулярные и проприоцептивные ощущения, развивает двигательное планирование.

Крутить и раскручивать, залезать и перелезать, носить и уносить, обходить и проползать, переливать и насыпать, раскладывать и нанизывать, бегать и прыгать, играть с мячом и следить за его движением – всем этим действиям ребенок научится, каждый в свое время. Если вы не будете его ограничивать в освоении науки «ловить баланс».

Автор: Харитина Шадрина

На главную