Как вязаные детские площадки завоевывают мирКогда думаешь о детской площадке, сразу представляется набор игровых элементов: горка, песочница, качели. Но что, если вся площадка — это единое разноцветное нечто, в котором можно прокладывать лаз, прятаться в норе и просто прыгать, как на гигантском батуте? Настоящие вязаные площадки-паутины, появившись в Японии, начали распространяться по всему миру и теперь пользуются популярностью не только у детей, но и у взрослых.

Кто придумал

Тошико Хориучи Макадам — одна из ведущих художниц Японии, начавших в 1970-х на волне переосмысления качеств текстиля развивать направление fiber art, и одна из немногих, использующих технику вязания в своих работах. Выставляя своё произведение «Многослойный гамак №1», Тошико добродушно разрешила паре неугомонных мальчишек поиграть в её вязаной скульптурной инсталляции. Наблюдая за ползающими в вязаном полотне детьми, художница заметила, что текстиль начинает жить новой жизнью: он раскачивается, растягивается под весом ребенка и предаётся неожиданным трансформациям.

В то время Тошико преподавала в одном из токийских институтов и, вдохновленная опытом прошедшей выставки, вместе с двумя своими студентками начала детально изучать феномен детской игры. В течение трёх лет они регулярно посещали парки и игровые площадки в центре японской столицы. Результат оказался неутешительным: в то время правительство направляло все свои силы на развитие экономики, и немногие понимали, какое влияние оказывает на дальнейшую жизнь человека детство, проведенное среди высотных домов, с просмотром телевизора как главной формой досуга.

Как вязаные детские площадки завоевывают мирХудожница не остановилась на одних лишь исследованиях: в 1971 году на собранные от подработки дизайнером деньги она закупила материал, связала разноцветную скульптуру, легко поддающуюся трансформации, и подарила её одному из городских детских садов. Второй экземпляр вскоре появился в экспозиции Национального музея современного искусства в Киото. Обе работы были изготовлены из придуманной японскими учёными витой нейлоновой нити — она не портится от влажности и долго служит, единственный её недостаток — ограниченные возможности формообразования.

В 1979 году Тошико была приглашена известным японским ландшафтным архитектором Фумиако Такано для совместной работы над территорией строящегося тогда Национального парка в Окинаве — так три вязаные интерактивные скульптуры появились в открытом общественном пространстве.

Как вязаные детские площадки завоевывают мирПроект Netplayworks

В 1990 году Тошико с мужем Чарльзом Макадамом основали на его родине в Новой Шотландии (Канада) компанию Interplay Design and Manufacturing, а в Японии — Interplay Japan с целью развития концепции «игровых скульптур» на коммерческой основе. Их первым проектом стал «Радужный гамак» в Национальном парке Токио, представляющий собой парк внутри парка.

Через некоторое время в Детской долине Национального парка Такино-Судзуран (Саппоро, Япония) появилась ещё одна игровая скульптура Rainbow Net («Радужная сеть»), произведённая в тесном сотрудничестве с конструкторами и инженерами из TIS & Partners и ландшафтными архитекторами из Takano Landscape Planning. Чертежи и тестовые образцы гигантской площадки изготавливались вместе с Хорихиде Имагава, одним из выдающихся японских инженеров — оценке рисков в игровой среде в этом проекте уделялось особое внимание. Разработчики строили тестовые модели будущего проекта в различных масштабах — главный вопрос был в том, чтобы проследить, как меняется поведение нити, когда цельная сетчатая структура увеличивается в размере. Во время финального монтажа Тошико вязала по 10 часов в день. Усилия были вознаграждены сполна: на площадке ежедневно играли сотни детей.

Как вязаные детские площадки завоевывают мирЗа ним последовало изготовление игровой скульптуры Knitted Wonder Space («Вязаное волшебное пространство») для Открытого музея Хаконе, потребовавшей 650 килограмм нейлона, год кропотливой работы и даже возведение отдельного здания — гигантского купола длиной 26 и шириной 20 метров, покрытого дерном и имеющего подземные ходы.

Ребенок проводит первые 9 месяцев своей жизни в тепле материнского чрева. Во многих культурах после рождения он ещё некоторое время покачивается в мягкой колыбели. Созданные мной вязаные пространства, подобно колыбели, напоминают материнское покачивание: эластичная мембрана чувствительна даже к легкому движению ребенка и способна пружинить, возвращая потраченную детскую энергию обратно. Волнообразные движения сетки позволяют объединять игру каждого отдельного ребенка в общую игровую линию и побуждают ребятишек к общению — так возникают новые способы детской игровой интеракции, а старшие начинают помогать самым маленьким. Зачастую даже после 3-4 часов ползания в радужной сетке ребенка трудно из нее выманить.

Как вязаные детские площадки завоевывают мирКогда дети оказываются в игровом окружении, которое не задействует их креативный потенциал, не бросает определенного вызова и не рождает интереса, дети начинают испытывать скуку и зачастую ломают что-то из окружающих предметов. С другой стороны, дети по своей природе очень внимательны и осторожны, и если же мы сможем обеспечить детям игру в интересной среде, спроектированной так, что они сами могут оценить риск (поверьте, дети на это способны), они вряд получат травму, но будут играть часами напролет. Проблема скорее в родителях — они зачастую забывают, что такое быть ребенком.

Тошико стала одним из «первооткрывателей» игровых ландшафтов (playscapes), а ее проекты продемонстрировали, как объект паблик-арта может трансформироваться в творческую среду для детей, стирая границы между искусством, игрой и воспитанием.

Автор: Дарья Бычкова
Источник: http://urbanurban.ru/blog/experience/693/Kak-vyazanye-detskie-ploschadki-zavoevyvayut-mir

Тошико Хориучи Макадам, художник

Тошико Хориучи Макадам, художник

На главную