4292«Молодец!» — слышу я, как хвалит мамочка свою крошку, за то, что она сходила на горшок.

«Молодец!» — говорят малышу, когда он надел колечко на стержень пирамидки.

«Молодец! Молодец!» — хвалят ребенка за то, что убрал игрушки, нарисовал солнышко, сложил сам портфель, съел кашу, принес маме тапочки, оделся самостоятельно, убрал за собой со стола, самостоятельно разделся, скатился с горки, раскрасил картинку…..

«Молодец!» — слово-заклинание у многих родителей. Прочитав книги по воспитанию и позитивной педагогике, они искренне верят, что похвала поможет их малышу вырасти сильным и уверенным человеком.

И совершенно забывают, что и похвала и критика – это все оценка. Дети, которых часто и много хвалят, так же как и дети, которых много и часто критикуют, становятся зависимыми от внешней оценки.

Рассмотрим похвалу «Молодец!» как оценочный конструкт. И как всякая оценка он имеет два полюса – положительный «Молодец!» и отрицательный …. Продолжите дальше сами. Мне, кроме слов «Плохой!», «Неудачник!», «Лузер!», ничего в голову не приходит.

И если ребенок не слышит привычного слова «Молодец!», то он сам бессознательно оценивает себя как плохого.
Регулярная похвала становиться «ловушкой» для ребенка.
«Захваленный ребенок», попавший в зависимость от положительной оценки часто:

— испытывает тревогу, страх перед угрозой разочарования своих близких людей;
— с трудом может начать новое дело, выполнить новое непривычное задание;
— часто не может довести начатое до конца, если чувствует, что не дотягивает до заданной планки.

Обычно такие дети уже в школьном возрасте плачут на контрольных и олимпиадах, трясутся перед экзаменами. Неуспех, поражение, проигрыш, критика могут их надолго «выбить из колеи», потому что страх потерять любовь и расположение близких лишает опоры.

Мне очень близко определение похвалы, известного психолога, кандидата психологических наук, автора множества книг о детях и родителях Ирины Млодик. В своей книге «Метаморфозы родительской любви» она пишет о похвале:

«Похвала требовательна, провокативна, коварна и пронизана ожиданиями. Тактически, сиюминутно она делает наших детей сильнее, но стратегически, в перспективе – лишает их сил. Заставляя львиную долю усилий тратить на старание, на «делание вида», а не на дело, и на мучительный страх разочаровать тех, кто уже один раз их похвалил».

Родитель хвалит ребенка и дает ему следующий посыл:

«Я замечаю, когда ты что-то делаешь хорошо. Я рад этому. И мне важно, что бы ты понял, что радовать меня и угождать мне гораздо эффективнее. Когда ты что-то делаешь хорошо – я радуюсь. Надеюсь, что радовать меня тебе будет гораздо приятнее, чем огорчать».

И тогда мотивация действий ребенка «Я буду делать все, что бы радовать родителей!» и «Я не буду делать то, что огорчает родителей!» Ребенок вырастает эмоционально зависимым от оценки окружающих, тревожным, осторожным, неуверенным.

Регулярная похвала отнимает у детей свободу быть собой, способность активно познавать мир и совершать ошибки, возможность усваивать полученные уроки постепенно, в соответствие со своими способностями, потребностями.

Так надо ли хвалить ребенка? И если хвалить, то, каким образом?

Воспользуюсь уже готовыми правилами похвалы, сформулированные Хаимом Гиноттом, известным психологом, автором бестселлеров о воспитании:

— Похвала должна содержать наши чувства, ассоциации, желания по поводу поступка ребенка, его действий, но не оценивать самого ребенка.
— Поощряя ребенка, дайте ему возможность оценить себя самому, выразить свои чувства к происходящему.
— Похвала должна давать возможность ребенку сделать реалистический вывод о себе самом.
Такую похвалу называют безоценочной.

Конструкт безоценочной похвалы состоит из следующих частей:

— Обозначение действий ребенка, за которое вы бы хотели его поблагодарить.
— Высказывание своих чувств, своего отношения к тому, что сделал ребенок.

Например:
«Большое спасибо, ты вымыл сегодня посуду! Мне очень приятно!»
«Спасибо за то, что ты вымыл машину. Она теперь сверкает, как новенькая!»
«В твоем сочинении есть интересные мысли. Мне очень понравилось, как ты рассуждаешь о дружбе.

А если говорить о малышах от 0 до 3 лет, то для них похвала должна содержать в первую очередь чувства, эмоции, отражающие отношение к их действиям. Так же похвала служит для малышей источником позитивного отношения к своей деятельности.

Можно использовать слова:
* У тебя получилось! Я очень рада, а ты?
* Ты в этом разобрался.
* Ты ловко это делаешь.
* Это трогает меня до глубины души.
* Ярко, образно.
* Великолепно!
* Здорово!
* Прекрасно!
* Грандиозно!
* Незабываемо!
* Поздравляю.
* Я тобой горжусь.
* Остроумно.
* Я просто счастлив.
* Экстра-класс.
* Мне очень важна твоя помощь.
* Талантливо.
* Работать с тобой — просто радость.
* Я очень рада твоим успехам!
* Ты сегодня много сделал.
* Получилось!
* Потрясающе.
* Замечательно.
* Поразительно
* Я знал, что тебе это по силам.
* Неподражаемо!
* Мне очень нравиться, как ты это сделал!
* Красота!
* Я горжусь тем, что тебе это удалось.
* Очень интересно!
* Удивительно!

Хвалите детей безоценочно! Искренне выражайте им свои чувства!

Автор: Марина Аппаратова

На главную