Игры и игрушкиРебенок раннего возраста – непоседливое существо. Любознательность – одна из его существенных характеристик. Отсутствие интереса к окружающему миру – тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша: о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающими людьми. По данным американского психолога Б. Уайта, высокий процент «поведения без задачи», т.е. бездействия (от 15 до 20% времени бодрствования), говорит о плохом развитии ребенка. Такая вялость, пассивность наблюдается у детей, мало общающихся со взрослыми.

Что интересует ребенка в окружающем мире?

Ранний возраст – период исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, их движений и соотношений. В процессе знакомства с предметами и способами пользования ими совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки, моторные способности, мелкие мышечные движения.

Давно замечено, что маленьких детей привлекают самые маленькие предметы. Ребенок может подолгу разглядывать крохотного жучка, ниточку. Он пытается взять предмет в руки, вертит его, перекладывает с места на место, пробует на вкус. Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослых до изнеможения, – выбрасывание предметов из кроватки или манежа и наблюдение за результатом своего действия. Ребенок при этом меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Малыш может довольно долго выкладывать предметы из коробки на стол и возвращать их на место, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов. Вплоть до трех лет дети продолжают пробовать предметы на вкус. Но их интересуют и крупные вещи: малыши с удовольствием включают и выключают телевизор, вертят шланг пылесоса, разглядывают машины на улице, витрины магазинов. Детям этого возраста очень нравятся игры с водой и песком. Расходящиеся круги на воде, меняющееся отражение, пластичность влажного песка – все это буквально завораживает ребенка.

Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом: его можно катать, подбрасывать, перекидывать друг другу. Малышам нравятся также игрушки с подвижными деталями: куклы, у которых части тела можно сгибать и разгибать, машинки со свободно вращающимися колесами, открывающимися дверцами, поднимающимися кузовами.

На третьем году жизни дети проявляют большой интерес к разного рода постройкам из кубиков, брусочков. Они проводят много времени за строительством башен, крепостей, мостов, выкладыванием узоров из мозаики. В этом же возрасте усиливается интерес к разговорам со взрослыми по поводу предметов, действий с ними. Развивающееся мышление и воображение приводят к тому, что наряду с предметными действиями малыш начинает овладевать элементами сюжетной игры.

В этом же возрасте усиливается интерес детей к книгам. Вначале ребенка привлекает только переворачивание страниц. Но постепенно, с помощью взрослого, он начинает видеть, что книжка – это не только соединенные вместе листы бумаги, но и множество знакомых и незнакомых предметов в ярком изображении. Возникает интерес к содержанию рисунков, к сопровождающему их тексту, который читает взрослый. Так зарождается любовь к книге, без которой немыслима человеческая жизнь.

Мы видим, как на протяжении двух лет развивается, совершенствуется, усложняется исследовательская активность ребенка. Третий год жизни отмечается особым интересом детей ко всему, что делает взрослый. Ребенок, уже достаточно твердо стоящий на ногах, знающий назначение многих предметов, усвоивший простейшие навыки обращения с ними, стремится во всем подражать родителям. Любое их действие привлекает внимание малыша. Подметает ли мама пол или готовит обед, разговаривает ли папа по телефону или чинит замок – ребенок окажется рядом и попытается присоединиться к действию взрослого. Оставшись один, он начинает воспроизводить увиденное в своих играх, что выглядит подчас очень комично.

Возрастающая активность ребенка, особенно в течение второго года его жизни, требует от взрослого не только выдержки и терпения, но и определенной гибкости поведения. В этом вам помогут советы психолога.

Советы психолога

Прежде всего нужно позаботиться о максимальной безопасности малыша. Однако не следует ставить его в такое положение, когда любое его желание встречает запрет. Мы сами не замечаем, сколько раз на дню говорим ребенку: «Нельзя!». А ведь бесконечные ограничения в конце концов могут воспитать у него и страх, и пассивность. Не забывайте, что ваш дом – это и дом вашего ребенка, где он должен чувствовать себя свободно и безопасно. Придет время, и он научится «делать правильно», но это произойдет позднее. А сейчас постарайтесь заменить запреты более гибким поведением.

Перед тем как малыш начнет делать первые шаги, оглядите внимательно ваш дом. Уберите бьющиеся предметы туда, где он не сможет их достать. Недоступными для маленького ребенка должны быть и все мелкие предметы. Спрячьте ножницы, иголки, бритвы – все, чем можно порезаться. Не оставляйте на столе спички и сигареты. Проверьте, как вы храните лекарства и инструменты, стиральный порошок. Уберите все опасные для здоровья ребенка предметы из ванной. Проведя такую ревизию, вы почувствуете, что поводов для запретов стало намного меньше. При этом ребенок должен знать, что некоторые вещи брать и даже трогать ему запрещается, и об этом ему нужно сообщить серьезно и твердо.

Конечно, права мама, сетующая на то, что ребенок все равно отыщет в доме предмет, который либо причинит ему вред, либо будет испорчен. Вместо запрета предложите сыну или дочке привлекательную замену тому, что они хотят получить.
Если ребенку во что бы то ни стало понадобилась ваша записная книжка, дайте ему ненужную, старую. Тот факт, что книжка принадлежит маме, придает ей дополнительную прелесть в глазах ребенка. Его интерес к новому предмету будет удовлетворен, а вы избежите конфликта.

Если вы дорожите книгами в вашей библиотеке, не разбрасывайте их по креслам и диванам. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу на мелкие кусочки, и не потому, что они вредители, а потому, что это – еще один способ исследования окружающего. Почти все малыши проходят этот этап, и он длится не очень долго. Дайте ребенку старый журнал – пусть он испортит его, неловко переворачивая страницы. Постепенно с вашей помощью он освоит этот навык и научится обращаться с книгами бережно.

Ребенка не может не заинтересовать люстра, висящая под потолком, оконное стекло или зеркало. Поднесите его к люстре, стеклу, разрешите потрогать их. Объясните малышу, что с хрупкими вещами нужно обращаться бережно. Удовлетворив любопытство ребенка и познакомив его с новыми свойствами предметов, вы избежите еще одного конфликта.

Ваша цель – научить малыша правильно обращаться с предметами и по возможности не стеснять его свободу, а стимулировать желание исследовать окружающий мир. Для этого нужно подбирать предметы так, чтобы их можно было использовать в различных вариантах. Показав малышу один из них, дайте ему возможность поэкспериментировать, открыть другие способы обращения с предметом.

Радуйтесь каждой маленькой победе или открытию ребенка. Это поддержит интерес малыша, который ценит ваше мнение.

Ниже мы приведем примерный перечень предметов и игрушек, которые могут увлечь ребенка и пополнят его впечатления об окружающем мире. А пока остановимся специально на играх, которые можно организовать для ребенка, например, на кухне, где вы заняты приготовлением еды.

Убрав все потенциально опасные вещи, предложите ребенку, к примеру, такую игру: заполнив ящик стола различными игрушками, предметами утвари, попросите его открыть ящик. Используя одно из любимых занятий ребенка – открывать и закрывать что-либо, вы надолго займете его внимание. В ящик можно положить деревянные ложки и мисочки, бумажные стаканчики, игрушечные кастрюльки – словом, предметы, используемые при приготовлении или приеме пищи. Таким же образом можно использовать одну из секций в напольном шкафу.

Другие игры основаны на стремлении детей раннего возраста соотносить форму и размер предметов. Освободите несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних, маленьких. Ваш малыш очень долго и сосредоточенно будет вкладывать банки одну в другую и вынимать их, осваивая понятие о размере. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими. Только не забывайте, что предметы не должны быть очень мелкими.

Еще одно интересное занятие: сделайте в крышке большой жестяной или пластмассовой банки отверстие и подберите предметы, которые можно в него опустить. Это прекрасное упражнение для развития мелкой моторики. Вместо банок можно использовать картонные коробки.

Таким образом, игра рядом со взрослым, где бы она ни происходила, необходима малышу: она дает ему чувство безопасности, близости с родным человеком. Что касается капризов, доходящих иногда до истерик, то здесь родители должны проявить гибкость. Ребенок, исследуя предметный мир, устанавливает для себя и границы дозволенного в общении с людьми. На самом деле ему не нужна полная свобода и победа, как считают некоторые родители. Для малыша гораздо важнее прочные связи со взрослыми и безопасность. Понимая это и не позволяя ребенку стать семейным тираном, родители должны мудро (где уступая, а где и настаивая на своем) помогать ему усваивать законы человеческого общежития.

Как оборудовать уголок для ребенка раннего возраста?

Вот что рекомендует родителям и воспитателям американский психолог Б. Уайт. Предложенный им список предметов соответствует интересам детей, которые любят обследовать объекты, выполнять с ними простые действия.

Ребенок должен иметь кукольные коляски, игрушки, которые можно возить за веревочку, книги с твердыми страницами, мячи всех размеров, кукол и фигурки животных, ведерки, карандаши, бумагу, простую мозаику, матрешек и пирамидки, игрушечный телефон, деревянные или пластмассовые панели с отверстиями разной формы и соответствующими фигурками, пустые коробки всех форм и размеров, банки с крышками и другие хозяйственные вещи, вышедшие из употребления, разноцветные кубики, несложные конструкторы, музыкальные инструменты, позволяющие изучать и сравнивать различные звуки: ксилофон, губную гармошку, бубен, шарманку и т.д.

Список может быть увеличен по вашему усмотрению.

Авторы: Галигузова Людмила Николаевна, Смирнова Елена Олеговна
Источник: http://www.psyparents.ru/read/articles/2078

На главную