330a5846b9d6902e5c1ff50616b4b5e3_1468959572_800_0Тревожная черта нашего времени, с которой рано или поздно сталкиваются многие родители, которая заставляет их обращаться за консультацией: дети очень рано теряют интерес и мотивацию к собственной деятельности.
У кого-то это выражается в вялой апатии ко всему, создается впечатление, что ребенок «спит на ходу».
У кого-то есть иллюзия самостоятельной исследовательской активности, за которую порой принимают постоянную «движуху» и смену видов деятельности. Однако, интерес такого ребенка, как правило, поверхностный и мимолетный, движения суетливы, внимание рассеяно.
Часть детей, казалось бы, неплохо собирают внимание, чем-то достаточно долго занимаются, но при одном ключевом условии — мама инициирует и поддерживает процесс исследования и, как только ее внимание ослабевает, деятельность прекращается, интерес угасает, ребенок ноет и привлекает маму к постоянному участию в своих занятиях.

Знакомая картина?

Почему же это происходит? Ведь одной из основных потребностей растущего ребенка является как раз потребность в исследовательской деятельности, в самостоятельном тестировании реальности. И хотя роль родителей в этом процессе очень важна, она является ориентирующей ребенка, но не подменяющей его собственную мотивацию!

Для примера рассмотрим одну ситуацию из жизни взрослого и одну — из жизни малыша.

Представьте себе «день чудес» — все ваши друзья решили сделать вам что-нибудь приятное (сколько у вас друзей? Знакомых? Друзей в соцсетях? — сегодня все озабочены тем, чтобы что-то сделать вам приятное, скажем подарок!) И вот с утра, едва вы успели проснуться, или еще не совсем успели, но среди ваших друзей наверняка найдется ранний «жаворонок», у вашей двери ажиотаж: люди приходят в гости, приносят подарки, приглашения в музей, кино, зоопарк, мастер-класс один другого интереснее и полезнее, каждый при этом рассчитывает ну хоть на какое-то внимание к его персоне, подарку, приглашению!

Вас не оставляют в покое весь день, обижаются, если вы реагируете не в соответствии с их ожиданиями, ведь они правда хотят сделать вам нечто приятное, хорошее, подарки полезны и продуманны каждым, но в вашей небольшой квартирке уже негде пройти от коробок, цветов, открыток, поющих хором на все голоса плющевых и не очень игрушек…
Ну как? Повторим с утра на следующий день? Впечатления все так же свежи? Ваши глаза горят? Как с энтузиазмом? Вы же давно мечтали о таких красках, о том, чтобы научиться рисовать мандалы и играть на флейте! Да и плюшевый пони — само очарование!!!

А теперь представим день малыша, который учится держаться на своих ножках, преодолевая неминуемую силу гравитации и собственное неудовольствие от того, что красный мячик лежит так далеко от него, в целых трех шагах!!!

Малыш уже уверенно рассматривает разнообразные предметы, которые окружают его, он уже может ими манипулировать, исследовать разными способами: лизать, грызть, брать рукой, бросать, катить, перекладывать! Все это БЕЗУМНО ИНТЕРЕСНО! И несомненно полезно его развивающемуся мозгу, наращивающему соединения между клетками и целыми отделами, создающему сложнейшую сеть связей, которая будет обеспечивать мышление, движения, эмоции, интеллект, творческие прозрения, удовольствие отношений, умение понимать свои желания, достигать их в соответствии с условиями задачи, предлагаемыми окружающей материальной и социальной действительностью.

Ради этого сейчас природа снабдила малыша достаточной энергией и энтузиазмом, чтобы стремиться к заветному мячику или коробочке, оставленной кем-то на стуле, побуждая его снова и снова практиковаться в том, чтобы проделать трудную работу: встать, раскачиваясь искать центр равновесия, при этом продолжать держать глазами и собственным желанием образ вожделенного объекта, отпускать руку, чтобы тянуться к нему, при этом вновь перегруппировывать напряжение всех мышц своего пока малопослушного тельца! И…. снова на полу!

Какие-то мышцы еще недостаточно окрепли, какие-то расчеты мозга оказались ошибочны… Ничего! Эдиссон провел 999 опытов с лампочкой с отрицательным результатом, прежде, чем тысячный эксперимент увенчался успехом! И тот же энтузиазм, внутренний импульс движет малышом, побуждая вновь действовать, тренировать, искать верную траекторию, верный баланс — это кажется, что все так просто. Рассчеты требуют постоянных поправок, попытки повторяются, но вот он манящий мячик, и….

Вдруг подхватывают мамины руки, ведь так жаль его, бедняжку, совершающего все эти тяжелые и сложные манипуляции, прикладывающего в тысячный раз такие усилия! Мамины руки подвели к заманчивому мячику. Конечно! Мама все умеет и все оказывается можно получить и достичь просто так! Просто проявив досаду, расстройство, немного поплакав… И все начинает происходить само собой. Вот только мячик теряет свою привлекательность, да и сам процесс приложения собственных усилий становится каким-то бессмысленным и неэффективным. Намного эффективнее быстро добраться до интересующих предметов с помощью мамы, а весь отпущенный природой заряд энергии на достижение этих пока смешных на взрослый взгляд задач, направляется на эффективное управление мамой.

Да и не знает малыш, какие важные задачи его развития стояли за желанием дотянуться до маленького красного мячика. К сожалению, не знала этого и его мама, сделав их первые совместные шаги к проблеме отсутствия собственной мотивации.

Автор: Екатерина Сорокина

На главную